Книга продаж, ЧТО ЭТО?
Презентация корпоративной книги сценариев продаж
Продукт: корпоративная книга сценариев продаж |
||
Свойства |
Преимущества |
Выгода для клиента |
Отличительным признаком стабильности компании на рынке сегодня является выстроенная система продаж. Книга сценариев продаж — продукт, позволяющий систематизировать процесс продаж. |
Не хаотичное и случайностное построение процесса продаж, а порядок, структура и система в основании построения эффективности продаж. |
Оптимизируются бизнес-процессы и увеличивается прибыль за счет внутренних ресурсов, без вложения дополнительных денежных средств. |
Описаны стандарты внешнего вида, подготовки к контакту с клиентом, ведения клиентской базы, презентации товара, работы с возражениями, работы с документацией. |
1) Наставник, к которому прикрепляется новый продавец, не субъективно описывает процессы продаж, так, как ему хочется и как он это себе представляет, а по разработанным стандартам. 2) Наставникам не нужно каждый раз |
Сокращается время адаптации и введения нового продавца на рабочем месте на 30–50 %. |
Знание стандартов продаж. |
В отличие от ситуации, когда каждый сам ищет и устанавливает исходя из личного опыта способы продаж, организация разрабатывает общие для всех работников, уникальные на рынке стандарты. |
Возможно формировать и поддерживать корпоративную культуру, нести через продавцов восприятие этой культуры на рынке. А это формирует не случайный, а продуманный имидж компании. |
Собранные в одном месте стандарты и правила продаж. |
Как правило, приходится их по кусочкам собирать из разных «левых» источников. |
Четко выстраивается программа обучения, опираясь на всем известные стандарты и правила продаж, а также готовится для всех понятная процедура оценки и аттестации продавцов. |
Прямые выгоды, получаемые организацией при наличии книги стандартов продаж, таковы:
1. В продажах — порядок и ясность.
Наличие стандартов работы, которые понятны и прозрачны всем сотрудникам отдела продаж.
Единое восприятие клиентом компании независимо от менеджера, работающего с ним.
2. В подборе и адаптации специалистов отдела продаж — эффективность и экономия времени.
Понятные критерии набора новых сотрудников — снижен риск набора «не тех» специалистов, а это экономия затрат на закрытие вакансии.
Быстрота адаптации новых сотрудников к работе быстрое начало результативной работы; не надо отвлекать ведущих сотрудников от текущей работы.
В выборе обучающей программы — наличие методического материала и ничего лишнего.
Внятные критерии подбора тренинговых упражнений для развития навыков специалистов отдела продаж.
Инвестиции в обучение персонала становятся более прогнозируемыми по отдаче.
Наличие подробного методического обеспечения, которое позволяет проводить подготовку персонала отдела продаж без привлечения тренера, а это экономия на оплате привлеченных специалистов.
Содержание корпоративной книги сценариев продаж (ПРИМЕР)
Приведу пример одной страницы корпоративной книги сценариев продаж. Это страница из раздела «Презентация. Клише-фразы презентации товара». Данная страница создается на основе известной технологии, используемой для тренировки продавцов на тренингах продаж «Свойства + преимущества + связующая фраза + выгода».
Раздел 1.
Подготовка к продаже и общению с клиентом. Подразделы:
1.1. Внешний вид продавца. Фирменный стиль, одежда и обувь, личная гигиена, аксессуары и украшения.
1.2. Источники информации о клиенте. Картотека базы клиентов: ключевые клиенты, реальные клиенты, перспективные клиенты, вероятные клиенты, потенциальные клиенты.
1.3. Информационные листы клиента. Постоянные источники информации о клиенте, оперативные источники информации о клиенте в определенный период.
1.4. Бланк планирования сценария встречи.
1.5. План продаж на определенный период.
Раздел 2.
Переговоры по телефону. Подразделы:
2.1. Стандарты проведения телефонных переговоров.
2.2. Фразы-клише во время общения с клиентом по телефону.
2.3. Работающие приемы обхождения «секретарского барьера».
Раздел 3.
Установление контакта. Подразделы:
3.1. Влияние невербального сообщения.
3.2. Стандарты установления вербального контакта.
Раздел 4.
Сбор информации. Выявление потребностей клиента. Подразделы:
4.1. Вопросы-клише, используемые для выявления потребностей клиента.
4.2. Клише активного слушания.
Раздел 5.
Презентация и работа с возражениями. Подразделы:
5.1. Уникальные конкурентные преимущества компании.
5.2. Факты, вызывающие интерес и уважение к компании.
5.3. Уникальные конкурентные преимущества предложения (по предлагаемой группе товаров).
5.4. Удачные примеры (статистика, источники), метафоры презентации товара.
5.5. Клише презентации товара.
5.6. Карточка-клише презентации товара.
5.7. Переведение вопроса, сомнения, возражения в потребность.
5.8. Стандарт работы продавца с сомнениями и возражениями.
5.9. Фразы-клише часто задаваемых покупателями вопросов и варианты ответов к ним.
5.10. Запрещенные фразы и выражения.
Раздел 6.
Завершение сделки, продажа товара. Подразделы:
6.1. Фразы-клише о договоренности последующих действий.
6.2. Фразы-клише на этапе завершения контакта.
6.3. Стандарты работы с дебиторской задолженностью.
Раздел 7.
Должностные инструкции. Подразделы:
7.1. Должностная инструкция торгового представителя.
7.2. Должностная инструкция менеджера по продажам.
Раздел 8.
Работа с документами первичной бухгалтерии. Подразделы:
8.1. Порядок заключения договора.
8.2. Выписка товарной накладной (подписание акта выполненных работ).
8.3. Образцы договоров.
Первое, что важно предпринять, — это решиться на создание книги сценариев продаж. Осознавая, что ее создание потребует от одного до нескольких месяцев работы по ее созданию с дальнейшим сопровождением. Необходимо, чтобы кто-то из руководителей взял ответственность за управление реализацией такого проекта. Наиболее заинтересованными лицами являются менеджер по персоналу и непосредственный руководитель отдела продаж. Возможно из числа опытных продавцов набрать группу поддержки. Книга создается небольшими, но последовательными шагами. Понемногу, собирая информацию в анкетах, в интервью, в беседах с каждой группой компетентных источников. Книга может создаваться крупными блоками, с помощью проведения интенсивных групп: мозговых штурмов, тренингов, заседаний. И, конечно, эти методы могут сочетаться.
Однажды начав писать эту книгу, при растущем и развивающемся бизнесе остановиться.
Изучая описание бизнес-процесса продаж и технологии продаж, принятых в компании, продавец должен получить ответ на ряд вопросов:
1. Как осуществляются продажи в компании? Кто отвечает за каждый из этапов продаж
ОТВЕТ:
Продажи осуществляются, строго по методикам, предоставленным менеджерам по продажам. За контакт с клиентом или потенциальным клиентом отвечает менеджер продаж, за ведение клиента тоже, так же подписание договора контролируется менеджером продаж, за составляющие методик и договоров отвечает руководитель направления.
2. Что я должен делать для того, чтобы заработать в этой компании? Как я могу влиять на свой доход?
ОТВЕТ:
Нужно строго следовать методикам продаж, изучать товарные группы подробно и как можно больше контактов с потенциальными клиентами, больше сумма продаж, соответственно больше заработок.
3. Что я должен делать на каждом этапе продаж?
ОТВЕТ:
4. Кто и как оценивает качество моей работы? Какие ключевые показатели качества и эффективности будут применяться к оценке моей работы в компании?
ОТВЕТ:
Руководителем отдела продаж для оценки эффективности работоспособности сотрудника осуществляются следующие мероприятия:
Анализ проведения телефонных переговоров.
Анализ проведения переговоров при встречах.
Анализ полученной информации в ежедневных отчетах, оценка полноты и раскрытия полученной информации, её достоверность.
Контроль выполнения минимальных количественных установленных нормативов (тел.звонки, встречи)
Контроль своевременности заполнения и сдачи отчетов и баз потенциальных клиентов
Анализ заключенных договоров (кол-во, суммы, сроки и т.п.)
Анализ полученных отказов и других препятствий по сотрудничеству
Анализ направленности клиентской базы
5. Какими ресурсами и инструментами я могу оперировать в процессе продаж?
ОТВЕТ:
Методики, CRM и сторонние БД потенциальных клиентов, а так же все высоко технологические системы организации.
Система мотивации менеджеров по продажам.
1) 5-10% от суммы сделки, если сделка полностью совершена одним менеджером продаж, а если участие принимали несколько сотрудников, то процент делиться между ними по договоренности
2) 3-5% ежемесячно за договора абонентного обслуживания, по той же схеме участия
Должностные обязанности МП.
Сейчас в должностные обязанности МП входит следующее:
1) Поиск новых клиентов и формирование собственной базы для работы.
2) Работа с текущими клиентами, связанная с процессом продаж и переговоров.
3) Совершение холодных звонков для установления первичного контакта и знакомства с потенциальным клиентом.
4) Назначение и проведение встреч (сначала – под руководством руководителя отдела продаж или другого ответственного лица, далее при наработке соответствующего опыта — самостоятельно) с потенциальным клиентом на его территории (если клиент находится в городе или области) либо в офисе компании (если клиент имеет желание провести встречу у нас).
5) Ведение телефонных переговоров с потенциальным клиентом вплоть до заключения договора.
6) Ведение отчетности по состоянию переговоров с клиентами в CRM-системе.
7) Заполнение документов ежедневной и еженедельной отчетности
8) Выполнение плана поставленного руководством компании.
График рабочего дня МП (пример).
Компания работает с 09:00 до 18:00 5 дней в неделю, суббота и воскресение – выходные дни. Рабочий день МП при отсутствии назначенных встреч строится следующим образом:
09:00 – 10:00 – зачистка хвостов предыдущего дня, если таковые имеются.
10:00 – 13:00 — совершение повторных звонков клиентам, которым была отправлена информация для ознакомления.
13:00 – 14:00 – обед.
14:00 – 17:00 – совершение звонков с целью установления первого контакта с клиентом.
17:00 – 17:30 – заполнение ежедневной отчетности.
17:30 – 18:00 – поиск новых клиентов.
ВАЖНО! Если существует необходимость начинать рабочий день с чашки чая или кофе, то приходить в офис нужно к 8:30 или раньше, чтобы процесс чаепития не отодвигал в сторону выполнение прямых обязанностей.
Стандарты работы менеджера (пример).
1. Рабочий день менеджера с 9-00 до 18-00. Подготовка документации (договора, счета) производится после до 9-00 или 18-00.
2. Задача на день – не менее 30 контактов с потенциальными клиентами. Если клиент недоступен/не берет трубку/отсутствует на месте/просит перезвонить позже, то за разговор это не считается.
Итого – 150 контактов в неделю, 600 контактов в месяц.
3. Контакты менеджера должны проходить с клиентами различных категорий из расчета на 100% контактов менеджера:
10% — клиенты категории A(итого 50 клиентов в месяц);
60% — клиенты категории B(итого 350 клиентов в месяц);
30% — клиенты категории C(итого 200 клиентов в месяц).
4. Повторные контакты и контакты с постоянными клиентами в это количество не входят и производятся отдельно на усмотрение менеджера.
5. Начальник отдела продаж в соответствии со стандартами работы производит распределение базы потенциальных клиентов с присвоенными категориями среди менеджеров.
6. В процессе переговоров менеджер выясняет потенциальный объем закупок клиента, вносит сумму в карточку клиента в клиентской базе и при необходимости изменяет категорию клиента в клиентской базе.
7. При переговорах с клиентом менеджеру необходимоузнавать и вносить Ф.И.О. и контакты ЛПРа в клиентскую базу.
8. Ежедневно в клиентской базе напротив каждой компании, с которой был контакт в течении дня, необходимо кратко вписывать результат контакта, т.е. на каком этапе находится сотрудничество, основные замечания и предложения клиента, планы менеджера по дальнейшей работе с клиентом. Каждый следующий результат заносится в следующую ячейку справа.
9. В случае, если в клиентской базе недостаточно контактов потенциальных клиентов, менеджер обращается к начальнику отдела продаж, чтобы получить новые контакты, или осуществляет поиск новы клиентов самостоятельно.
10. Количество новых клиентов в месяц должно составлять:
Категория A – 5 новых клиентов;
Категория B – 30 новых клиентов;
Категория C – 15 новых клиентов;
Категория V – 1 новый клиент.
Все клиенты подразделяются на 4 категории: A, B, C и V.
Категория A – объем закупок более 25000 руб. в мес.
Категория B– объем закупок более 10000 руб. в мес.
Категория C– объем закупок менее 10000 руб. в мес.
Категория V– объем закупок более 40000 руб. в мес.
11. Таким образом, понедельный план работы по привлеченным клиентам:
Категория
1 неделя
2 неделя
3неделя
4 неделя
Итого